Ðàçâèòèå

РОКОВЫЕ ЖЕРТВЫ МИХАИЛА БУЛГАКОВА

 мистика

 

 Театр - это храм. И, как каждый храм, он наполнен преданиями и легендами. Больше всего их в нашей стране связано с постановками на сцене или в кино самого мистического российского романа ХХ века - «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова.

 Об отношении актеров к роману очень точно сказала актриса Раиса Недашковская:

 - Мы в актерской среде побаиваемся Булгакова: все, что с ним связано, окутано неуловимым роком.

 Еще более категорично высказался по поводу «Мастера и Маргариты» актер Алексей Локтев, опасавшийся постановки романа на сцене театра:

 - Где есть Булгаков, всегда есть Аннушка, которая уже пролила маслице.

 А Ивар Калныньш, например, просто счел за благо отказаться, от роли Воланда, когда она была ему предложена.

 Конечно, не всегда «пролитое масло» приводило к трагическим последствиям, но таинственных неприятностей, жертвами которых стали как постановщики спектаклей по выдающемуся роману, так и актеры, хватало. Практически любая инсценировка, будь то театр, кино или даже демонстрация вдохновленных «Мастером» моделей одежды, не обходилась без проблем.

Провал под музыку «Энигмы»

  После одной истории с постановкой Булгакова я поверила в мистику, - рассказывала заслуженная артистка России Татьяна Малиновская. - Один модный кутюрье пригласил меня поставить шоу-дефиле. И, в частности, сделать номер специально для его коллекции. Мы приступили к репетициям, и я поняла, что творчество этого маэстро моды можно блестяще показать как булгаковский бал у Сатаны. 

 Взяли роман Булгакова, мистическую музыку группы «Энигма», написали сценарий. Все это происходило в Страстную неделю перед Пасхой. Меня предупреждали, что я совершаю страшный грех. Но я не верила ... 

 И что вы думаете? Во-первых, в один из дней на Страстной я начисто забыла, что мне надо играть в спектакле. Этого прежде никогда не случалось... Утром в театре я получила строгий выговор. Но это еще полбеды ...

 В пасхальный день состоялся наш «бал у Сатаны». Все валилось из рук. Звукорежиссер проспал, из-за него показ задержали на полтора часа. Когда он включал музыку, звучали совсем не те треки. Модели все напутали, выходили не оттуда. Словом, шоу-дефиле провалилось.

 Провал показа коллекции модельера, связанной с мистикой булгаковского романа, конечно, надолго запомнился и актрисе, предложившей вынести «бал Сатаны» на сцену Дома мод, и бедолаге-кутюрье, не имевшему понятия о дурной славе таких постановок.

«Евангелие от Воланда»

 Актерам, игравшим персонажей из романа Булгакова, с подобными необъяснимыми, прямо-таки роковыми случаями приходилось сталкиваться постоянно. Причем порой они оборачивались для них не выговорами или провалом постановки, а настоящей трагедией.

 Лучшим актером, сыгравшим роль булгаковского Сатаны, знатоки до сих пор считают артиста московского театра «На Юго-Западе» Виктора Авилова. Благодаря его неподражаемой игре эту постановку «Мастера и Маргариты» назвали «Евангелием от Воланда».

 В течение нескольких лет Авилов выходил на сцену театра и потрясал своей игрой зрителя, причем, как следует из его интервью, он прекрасно сознавал, что ничего хорошего его не ждет:

 - Существует поверье, что за это произведение браться опасно. Я не суеверный, я просто знаю, что те силы, о которых идет речь в романе Булгакова, существуют ... 

 Вот, например, в моей роли есть слова: «Человек собирается распоряжаться собой, другими, и вдруг у него - кхе-кхе - саркома легкого!» 

 Мы репетировали, и вдруг звонок из Одессы: «Приезжай на похороны». Мой друг Слава Грицишин умер от саркомы легкого - как раз в момент моих репетиций. Может, именно в тот момент, когда звучали эти слова. Вот что это: мистика или случайное совпадение? 

 Творческая удача дорого обошлась артисту. Вот что он вспоминает о гастролях театра: 

 - Мы возили «Мастера и Маргариту» в Берлин, и я его там не сыграл, потому что дважды умер. Это случилось за 40 минут до спектакля. У меня было две клинические смерти, кровь шла фонтаном. Меня вытаскивали с того света, сердце два раза запускали. Так что мне хочется верить, что я за это уже заплатил.

 Увы, как оказалось недостаточно, хотя артист и всегда держал под рубашкой на груди два золотых нательных крестика и медальон ангела-хранителя. Тем не менее, 21 августа 2004 года актер на 52-м году жизни умер от рака. Сам Виктор Авилов считал, что смертельная болезнь сразила его после роли булгаковского дьявола.

Предупреждение мэтра

Перестав быть после смерти Сталина негласно запрещенным, роман Булгакова быстро вошел в моду. Многие театральные и кинорежиссеры решили воспользоваться моментом, попытавшись поставить «Мастера и Маргариту», на театральной сцене и экранизировать роман. Однако всегда что-то мешало.

 По Москве среди артистов и сведущей публики поползли слухи о том, что в этом замешаны «темные силы», из романа.

 Таинственную угрозу почувствовал выдающийся кинорежиссер, практически не знавший неудач в своем творчестве, - Михаил Ромм. Он категорически заявил, что есть литературные произведения, такие как «Мастер и Маргарита», по которым фильмы и спектакли вообще не надо снимать.

 Гибель в ДТП студенческой ленинградской труппы, которую возглавлял только что окончивший театральный вуз по курсу режиссуры Игорь Бочин, вознамерившийся в начале 70-х годов, поставить «Сцены из Булгаковы» по большому счету, никто не заметил. Ну, нарушили ребята святые правила автомобилистов - не вполне трезвыми за руль сели, машина старая, ненадежная по части тормозов была ...

 Куда больший резонанс. получила автокатастрофа, в которой разбился известный актер Алексей Локтев, прославившийся в роли молодого писателя Володи Ермакова в фильме «Я шагаю по Москве». Трагедия произошла, когда он спешил на просмотр спектакля «Мастер и Маргарита» во время фестиваля «Амурская осень». Прибывшие на место ДТП медики были бессильны. Локтева не успели довезти до больницы, от полученных травм он скончался по дороге.

Фиаско «звездных» режиссеров

 У таких звезд, как режиссер Элем Климов, неудачи случаются редко. Но если в дело вмешиваются силы мистические, «звездность» не помогает.

 В мае 1986 года Элем Климов был избран председателем творческого Союза кинематографистов, однако отказался от престижной должности только для того, чтобы снять фильм «Мастер и Маргарита». Несколько лет Климов самозабвенно работал над экранизацией романа, но снять фильм не удалось - не хватило средств. Сами понимаете - перестройка, а за ней - Егор Гайдар. Много таких, кто в этих пертурбациях денег лишился ...

 Следующую попытку сделал режиссер Юрий Кара. Он тоже не послушался мудрого Михаила Ромма и снял, хотя с огромным трудом, свой вариант фильма «Мастер и Маргарита». Казалось бы, Каре сказочно повезло. Дорогостоящий проект в 15 миллионов долларов согласилась финансировать компания «ТАМП». Музыку к кинофильму написал гениальный композитор, произведения которого прямо-таки насквозь пропитаны мистикой, - Альфред Шнитке.

 Однако съемки фильма шли чрезвычайно тяжело. Режиссер рассказывал, что его постоянно преследовали некие «высшие силы». Осенью 1991 года в Судаке выстроили огромные декорации древнего Иерусалима, которые обошлись в колоссальные суммы денег. Но приступить к съемкам так и не удалось. Постоянно возникали самые невероятные препятствия.

 Когда же в октябре в Крыму выпал снег (невиданное дело!), то работу над фильмом вообще пришлось приостановить. Съемки перенесли в Иерусалим, финальную сцену снимали в районе Мертвого моря. Но неприятности на этом не кончились ...

 В 1995 году фирма «ТАМП» неожиданно отказалась выпускать фильм на экраны, ссылаясь на необходимые доработки. Не имеющий копий фильма режиссер Юрий Кара потребовал судебного разбирательства. Начался громкий процесс, в июне 1999 года Московский городской суд признал обладателем всех авторских прав на фильм компанию «ТАМП». Президент фирмы Владимир Скорый заявил, что фильм еще не готов и вскоре будет сделан перемонтаж с другим режиссером.

 А дальше началась то ли детективная, то ли мистическая история. Готовую картину никто не видел. Продюсеры по весьма туманно изложенным мотивам несколько лет держали единственную пленку в сейфе. Хранил «драгоценную» ленту начальник службы безопасности «ТАМПа» Валерий Тарасов. Он надежно спрятал ее ото всех и ... внезапно умер практически во цвете лет. «Мастер и Маргарита» Кары так и не вышел на экраны.

 Рок постиг многих людей, так или иначе имевших отношение к кинокартине. Умерли оператор Евгений Гребнев, художник Борис Кузовкин, композитор Альфред Шнитке, актеры Роман Ткачук и Михаил Данилов, сыгравший Берлиоза. За два месяца до окончания съемок у режиссера Юрия Кары случился приступ: неожиданно заболели почки.

Булгаковские «нечистые»

Один из первых спектаклей по «Мастеру» был поставлен Михаилом Левитиным в московском театре «Эрмитаж». Сначала пострадал сам режиссер - во время одной из репетиций у него открылась язва желудка. Затем пришла очередь актера Сергея Горчакова, игравшего Коровьева. Он сломал себе руку. Дальше - больше. Странные вещи начали происходить с реквизитом: предметы постоянно исчезали. В конце концов, дирекция театра не выдержала, и постановку решили «заморозить».

 Замечательный актер, народный артист Украины Валерий Ивакин через месяц после вступления в роль Воланда умер от инсульта.

 У Георгия Демурова, художественного руководителя нижегородского драмтеатра, который играл Воланда в постановке Романа Виктюка, внезапно возникли серьезные проблемы с сердцем.

 Во время съемок последней телевизионной экранизации романа Владимиром Бортко тоже не обошлось без бед. Александр Калягин, который должен был играть Берлиоза, пережил два инфаркта и вынужден был отказаться от роли.

 Последней жертвой рокового произведения Михаила Булгакова стал Александр Абдулов. В «Мастере и Маргарите» он играл роль подручного Сатаны Коровьева.

 По мнению экспертов, болезнь - саркома легкого, о которой говорит Воланд в первой главе романа, настигла актера уже во время съемок сериала. Но отказаться от роли он не захотел:

 - Кто же откажется от Коровьева?! - говорил Абдулов, когда коллеги пытались отговорить его.

 Актер скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище через два года после того, как киносериал был снят.

***

 «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо-то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» - об этом рассуждении Воланда из «Мастера и Маргариты» вспоминаешь, когда читаешь списки артистов, рискнувших сыграть булгаковских «нечистых» и погибших. Их постоянно преследует рок в лице такой, казалось бы, заурядной, серенькой Аннушки, ставшей причиной смерти Берлиоза ...


Михаил Таранов Газета «Тайная Власть» №5, 2009 г.